
А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция создаёт боковой распор. Как правило арки симметричны относительно вертикальной оси.
Немного истории
Сегодня арки в интерьере помещения воспринимаются как нечто новое, оригинальное, придающее внутреннему оформлению комнаты индивидуальность. На самом же деле история арки насчитывает не одно тысячелетие. Точно сказать о том, где возникла первая арка, попросту невозможно. Но можно достаточно точно утверждать о том, что еще во времена пещерных людей вход в их жилища выглядел именно так. Впоследствии форма арки использовалась многими цивилизациями, но по-настоящему широко такая форма дверных проемов стала популярна в Древнем Риме, где, собственно, слово arcus, означающее буквально «дуга», и появилось. Известно, что до этого арки устанавливались греками, очень большое их количество было в садах царицы Семирамиды.
Но арка у древних была отнюдь не просто элементом декора. Во многих случаях ей придавалось некое мистическое значение, это был своеобразный портал для перехода на другую сторону условной границы. Так, в племенах Африки молодые люди, претендующие на звание охотников, ко дню инициации плетут из больших прутьев голову фантастического чудовища, пасть которого по форме является типичной аркой. Ее устанавливают в начале леса. Проходя в пасть чудовища, юноши уходят в лес, а женщины в это время стенают по ним, как по ушедшим из жизни. Спустя некоторое время из леса возвращаются уже ставшие воинами люди.
Есть похожие обычаи и у славян. Так, на праздник Троицы принято искать две березы, которые как бы клонятся друг к другу, и связывать их верхушки так, чтобы получилась арка. Затем начинается обряд кумовления – под березами проходят обнявшиеся девушки, которые затем целуются.
Европейская архитектура вообще очень многое заимствовала из культуры Древнего Рима, поэтому арки очень широко распространены в таких стилях, как романовский, готический, барокко, да и более поздние направления всегда стремились создать собственную неподражаемую форму арки.
В период Нового времени во многих европейских городах устанавливались древнеримские Триумфальные арки, предназначенные для того, чтобы монарх или полководец, возвращаясь в город с победой, проходили через них.
Ну и, наконец, стоит упомянуть о современной самой известной арке. Это Дефанс, возведенная в Париже в 1989 году. Она настолько красива, что сразу же после постройки к ней начали стекаться огромные количества туристов. Желающих посмотреть на нее даже больше, чем на античные памятники.
Так что, устанавливая в своем жилище арку вместо двери, человек соприкасается с историей, которая длится вот уже не одну тысячу лет.
(По данным сайта http://www.interior-home.ru )
И всё-же!
Почему арки привлекают внимание и создают уют и ощущение защищённости?
Ещё с давних времён люди заметили важную особенность арочных конструкций. Они намного более устойчивы, чем конструкции типа "портал" (прямое перекрытие проёма, Тип - П). Это определяется тем, что распределение нагрузки в конструкциях арочного типа совершенно отличается от конструкций прямого типа. Многие из вас ещё со школьных времён хорошо помнят иллюстрации древнего водопровода. Только благодаря арочному типу эта конструкция могла простоять многие столетия, а в древности выдерживала нагрузки собственного веса и снабжала водой жителей города. Так же в интернете можно найти МНОЖЕСТВО иллюстраций древних мостов. Все они арочного типа. Наверное, на генетическом уровне у человека сложилось мнение, что арочное перекрытие значительно более устойчивое и безопасное, чем перекрытие "портал". Аналогично и наличие куполов в церквях. В таком помещении человек себя чувствует более защищённым и, как следствие, более спокойным и удовлетворённым.
Исходя из этого, арка в дом - это уют и спокойствие.
(Личное мнение владельца сайта)